+7 (495) 640-0534; (495) 920-7996

Пособие. Освещение в индустрии гостеприимства и питания.

Зачем вы идете в ресторан? Большинство из нас ответит: чтобы вкусно поесть и хорошо провести время. И каждый подразумевает под этим церемонию релаксации, состоящей из еды, общения, качественного обслуживания, приятного музыкального фона и стильного интерьера.
Казалось бы, почти все атрибуты этой церемонии можно организовать и в домашней обстановке. Но мы почему-то отправляемся в ресторан, бар или кафе, и определенно хотим побыть в иной среде. Наверное, мы жаждем не просто еды и зрелища в виде ресторанного оркестра, а ОСОБОЙ АТМОСФЕРЫ, от которого получаем утонченные и разнообразные удовольствия.
Но что мы знаем о природе такого удовольствия?

В баре Light Bar & Lounge знаменитого отеля Nordic Light совершенно не скрывают, что это место – арена для проявления всех чувств. Музыка и художественное освещение ласкают глаз, еда и напитки соблазняют вкусовые рецепторы, эстетическая притягательность деталей привлекает внимание и побуждает говорить о своем внутреннем мире. Свет становится здесь проводником настроения, он меняет глубину и интенсивность и создает новые визуальные нюансы пространства.

Концепция бара, как и концепция самого отеля отличается от всего того, к чему привыкло наше воображение. Пожалуй, не ошибемся, если заметим, что в этот отель приезжают, словно на выставку любимого художника. Приезжают, чтобы получить невероятные светоцветовые впечатления, получить то, что запоминает тело, но не постигают ум и логика. Философия этого архитектурного сооружения базируется на идеях нового видения дизайна среды, находясь в которой человек воспринимает предметы интерьера не в статике, а во взаимодействии с ними. Хотите, мы назовем такое пространство перформативным дизайном, хотите, – сенсорным, так или иначе на какое-то время каждый посетитель отеля становится криэйтором собственного мира. И это необыкновенно увлекает!

Идеи, воплощенные в архитектурном проекте отеля Nordic Light связаны со знанием психофизиологического воздействия цветных лучей и принципами цветотерапии. Не удивительно, что дизайнеры моментально обратили внимание на этот уникальный объект, превративший время проживания в отеле в многоцветную пьесу, о чем несложно догадаться всем тем, кто видит цветодинамический фасад Nordic Light.

Пример этого архитектурного объекта отнюдь не является чудом. Архитекторы и дизайнеры, работающие с проектами кафе, ресторанов, баров и клубов, отлично знают, что львиная доля успеха сенсорного шоу принадлежит, как ни странно, не еде, а атмосфере заведения. Поэтому создатели пространств для кафе, баров и ресторанов стремятся максимально проявить свою фантазию и удивить посетителей. Чем индивидуальнее интерьер заведения, чем оригинальнее его облик, тем сильнее нас тянет сюда снова. Особенно, когда контраст между обыденным миром и той атмосферой, в которой безопасно, красиво и чертовски мило, погружает нас в состояние героини фильма «Завтрак у Тиффани»: здесь все гармонично, здесь нет суеты.

Ну, а если в таком месте оказаться рядом с людьми, которые дают пищу для ваших размышлений, вдохновляют на аппетитные разговоры или умеют расслабляться и проводить время, ничего не делая, то понятно, что приходить сюда станет вашим любимым занятием.
Но давайте обойдемся без популярных сравнений и попробуем понять, как же на самом деле достигается это состояние среды, близкое к нирване?
Сравнение с кинофильмом не случайно. Более ста лет прошло с того момента, когда поезд прибыл на станцию и был снят на пленку братьями Люмьер. Восторженная публика тотчас же влюбилась в эту картинку и вот уже на дворе 21 век, а мы по-прежнему говорим о какой-то магии светового луча. Так в чем секрет?

Традиционно дизайнеры зонируют пространство и начинают работу с каждым участком, постепенно объединяя все элементы задуманного интерьера в единое целое. Но в отношении таких специфических мест, как рестораны, бары, кафе и клубы стоит сделать одну очень существенную ремарку. Люди находятся здесь недолго, но общаются интенсивно. Не в смысле бурно, а в смысле – прицельно «пришли именно сюда, чтобы…» и чем грамотнее в таких интерьерах выдержана дистанция для определенного стиля общения, тем больше шансов завоевать сердца посетителей. О чем идет речь?
Продолжая аналогии с киноэкраном, обратим внимание на то, что функциональное освещение залов баров, кафе, клубов и ресторанов имеет три вида, а на языке кино – три плана: верхний свет (общий план), освещение барной стойки и рабочего пространства за нею (средний план) и локальное освещение столиков (крупный план). Конечно, эти аналогии условны, но если вспомнить рекламные фотографии и видеоролики с эпизодами встреч, дегустацией вин и ароматов кофе, вы увидите, что крупным планом нам показывают столик и руки женщин, мужчин, передающих женщинам бокал, чашечку кофе, кольцо, цветы… Или лица, освещенные мягким локальным светом, фиксирующим внимание только на главных героях сюжета. Вот она, истинная правда о дистанциях общения! В данном случае рекламные фото не врут. Они показывают нам, что привлекает посетителей в кафе либо ресторан, а вся окружающая обстановка должна «отрабатывать» этот сюжет.
Как?
С помощью света можно решать и пластические и художественные задачи пространства: обозначить отдельные зоны помещения, расставить нужные акценты, подчеркнуть пластику пространства. Подсветить стол, красиво подать кулинарный шедевр – и вот уже часть дела сделана. Эффектно осветить барную стойку и посетители захотят отметить свое присутствие оригинальными коктейлями и крепкими напитками. Ясно, что здесь не пьют, здесь наслаждаются каплями жизни.
И все же в большом городе, где «всегда есть куда пойти и чем развлечься» концептуальные решения внутреннего освещения сегодня играют более важную роль, чем привычные всем нам подходы к декорированию пространства светом, фотографиями, постерами, цветными панно, коллажами и прочим. Освещение делает одни заведения просто стильными, а другие уникальными. Есть разница? И вот сюда-то и приходят подлинные зрители шоу – те, кто готов поглощать яркие визуальные световые образы и смотреть на них, как смотрят захватывающий фильм.
Ключевые правила организации освещения в ресторанах, барах, кафе и клубах остаются неизменными: пропорции, масштабы,
функциональность, безопасность, удобство. А дальше начинаются нюансы технологий и тонкости креативного мышления. При распределении площадей специалисты начинают с того, что каждой зоне выделяется место в соответствии с ожидаемой активностью посетителей. При этом учитывается направление движения взгляда при осмотре помещения, приоритетные места (VIP-зона) и визуальные эффекты, управляющие вниманием посетителей.

С чего обычно начинается общение в баре, ресторане, кафе или клубе? Правильно, с барной стойки. Место это особенное. С одной стороны, здесь все должно быть направлено на клиента, подталкивать его к выбору напитков, с другой, – стиль заведения определяет кратковременный или затяжной характер общения у стойки. Барная стойка в клубах может быть эмоциональным акцентом, притягивающим внимание. Ее внешняя сторона, подсвеченная с помощью яркой светодиодной линейки, не просто меняющей цвета, а смешивающей их, будто бармен смешивает в шейкере напитки, станет мощным цветовым акцентом, призывающим самых модных и активных посетителей к общению. Они готовы тратить деньги, кутить и развлекаться. Еще бы, ведь речь идет об особой подсветке: заказываете напитки, знакомитесь, общаетесь, а барная стойка живет своей собственной жизнью… Под Вашим бокалом проносятся пузырьки с воздухом, морские волны, пенные армады... И все это – благодаря светодиодным линейкам RGB LINE™.
Они могут различаться оптической системой и доступны в двух модификациях: направленного и заливающего света. Линейки RGB LINE™ используются для создания эффектов стены с бегущей водой, с фонтанами брызг, с каплями и струями, стекающими по стеклу. Такие панно уместны не только в клубах, но и в холлах отелей и торговых комплексах, привлекая толпы посетителей, завороженно взирающих на ожившие стены.

Барная стойка может и должна оставлять посетителю пространство для маневров. Поэтому пока цветодинамичные эффекты светодиодов создают свои коктейли, бармен трудится, как пчела и его рабочее место должно быть освещено так, чтобы всем участникам процесса было видно, что имеется в ассортименте. И цветовая температура здесь тоже играет свою роль. Контраст между освещением стойки бара, подсветкой столешницы, рабочей зоной бармена и остальным залом будет вызывать разные эмоции, главное, что публика имеет возможность выбирать формы общения и не успевает утомиться от отдыха.

Сценография света особенно востребована в ультрамодных клубных заведениях, где музыка живет синхронно с системой освещения. Те же светодиодные линейки со сменой цвета "RGB Line" могут имитировать небо в различные периоды дня. Как это происходит? Клубный зал легко превращается утром в оранжево-красный, днем – в голубой, а вечером – в темно-синий.
Если линейки "RGB Line" установить за натяжным потолком, можно достичь эффекта засветки неба изнутри, что особенно впечатляет, благодаря потоку света, нисходящего сверху. Выбор цвета осуществляется так же легко – прикосновением руки к интеллектуальной настенной панели управления светодиодными светильниками One Touch Color™ и предполагает два режима: режим выбора оттенков цвета по палитре RGB (256 цветов!) с регулировкой яркости, и режим автоматической смены цвета по программе.

Конечно, световое оформление будет обусловлено концепцией заведения. Популярные рестораны европейской кухни, сохраняющие в интерьере классический или неоклассический стиль потребуют верхнего освещения, что может быть достигнуто с помощью мощных светодиодных линеек chipLINE™ с широколучевой диаграммой 120°. Они предназначены для создания классической равномерной и однотонной подсветки, легко монтируются, поскольку каждая линейка режется или наращивается для подбора нужной длины (от 14мм до 3000 мм – в зависимости от потребностей клиента). Расположив такие линейки по периметру зала можно мягко «поддержать» декор классического интерьера, особенно, если присутствуют лепнина и позолота, и получить эффект естественной роскоши.
Единственным соперником светодиодного света в таких интерьерах будет свет дневной, но именно это и подчеркнет естественность тех достоинств, которые отражает атмосфера классики: соразмерность линий, благородство форм и фактур, изысканность посуды и пищи.

Если же речь пойдет об организации освещения в маленьком кафе, то на фоне основного освещения с помощью светодиодных линеек chipLINE, ведущую роль сыграет локальная подсветка, например, столешниц или декоративных плафонов на столиках со встроенными светодиодами, а возможно, и декоративная подсветка ниш и проемов в стене. Главное, чтобы свет не противоречил концепции самого заведения.

В кино-кофейне, где работала Амели, как Вы помните, верхний свет соперничал с дневным и чуть ярче освещенной барной стойкой. Представить в таком, совершенно лишенном интимности заведении, локальный приглушенный свет довольно сложно. А вот там, где предполагается романтическая обстановка, или живая сольная программа приглушенный верхний свет, декоративное освещение пола, ступеней лестницы полноцветными линейками RGB Line™ способно удержать посетителей за столиком на весь вечер. Поэтому в подобных заведениях меню предполагает не только десерт, но и ужин, крепкие напитки и деликатные закуски. Свет и еда здесь соответствуют друг другу: свет не мешает общаться и наслаждаться вкусом, еда не является самоцелью, беседа льется сама собой, как песня.

Однако создать романтическую атмосферу в кафе можно и звонким, как слияние бокалов шампанского, ярким светом. А там, где шампанское – всегда праздничное настроение. Кафешки, нацеленные на дружеские пирушки и корпоративы, создают атмосферу, напоминающую иллюминации на рождественских каникулах, например, звездное небо прямо над головами посетителей. Такое световое решение располагает к легкости общения, завораживает детской мечтой и раскрепощает. Создать звездное небо несложно, понадобится определенное количество гибкой светодиодной ленты, немного терпения и фантазии.
Перечисленные примеры отражают разнообразные преимущества использования светодиодов линейно-ленточного типа (RGB светодиодов) в архитектурно-планировочных решениях. RGB светодиоды содержат кристаллы красного, зеленого и синего свечения, могут быть монохромными и давать смешанное излучение, заливать помещение равномерным теплым белым цветом и при помощи контроллеров создавать динамические эффекты. «Ленты» и линейки вертикального типа удобны для высвечивания декоративных элементов любой конфигурации, а также – контражурной подсветки букв и знаков. Согласитесь, что логотип ресторана, банка, отеля, спа-центра, украшающий холл такого здания сразу впечатлит клиентов своей элегантностью и обещанием соответствовать высокому качеству обслуживания.
Светодиодные ленты идеально впишутся в геометрию любого интерьера по причине своей гибкости (кристаллы или лампочки вмонтированы в полихлорвиниловый шнур), а вертикальные линейки изготовлены из тонкого прочного материала, который способен сгибаться и сохранять форму в заданном положении.
Вот почему все повороты линий интерьера он очертит, словно карандаш архитектора. Кроме того, надо отдать должное гибким светодиодным линейкам за практичность их эксплуатации: это не энергоемкий, но универсальный источник яркого и насыщенного света, что крайне важно для таких заведений, как бары, ночные клубы, рестораны и кафе. Здесь окупаемость связана с длительностью пребывания посетителей и востребованностью ассортимента.
Например, изысканные напитки барной стойки будут выглядеть магически притягательными только от того, что ровный цвет ультрамарина, рубина или горячего красного света наполнит бутылки новым содержимым. А секрет в том, что несколько метров гибкой светодиодной ленты или линейки, зафиксированы непосредственно под стеклянной полкой. Этот прием торцевой подсветки полок и стоек может повториться и в оформлении ступеней.

Еще один прием организации пространства развлекательного либо игорного заведения – создание светодиодной «рамки», вмонтированной в пол. Любая компания будет рада оказаться на такой территории, визуально отделенной от остального зала. Если симметрично подсветить потолки, то свет окутает столик полупрозрачной завесой и создаст эффект интимизации пространства.
Разноуровневые потолки со светодиодной окантовкой также визуально «руководят» границами пространства, наделяя помещение глубиной объемов, а посетителей – контрастным настроением. А если рядом со столиком подсветить аквариум или в определенном месте зала создать цветодинамичный световой шлейф – эффект вертикальной стены – такому залу гости подарят много часов своего времени.

А вот главным секретом эффективности заведения, работающего по принципу Фаст-фуд, является яркое освещение. Здесь все должно быть горячо и быстро: быстрая еда, быстрая смена посетителей, активное движение людей. Потому-то интенсивность освещения по возможности должна компенсироваться минимальным энергопотреблением. Так и поступила одна из компаний-производителей световых установок: по просьбе владельца ресторана Фаст-фуд вместо двадцативатных галогеновых ламп были изготовлены высокоэффективные светодиодные модули, способные освещать 39 квадратных дюймов площади. Найденное решение приглянулось и другим участникам рынка, которые обратились со своими заказами на ту же тему. А если учесть, что технические характеристики подобных светодиодных модулей позволяют изменять обстановку кафе или ресторанов в разных диапазонах – от деловой – до интимной, то причины востребованности становятся очевидны.

Яркость колорита ресторанного заведения зависит от его функциональных целей и достигается по-разному. Например, футуристический интерьер Дубайского ресторана Switch, созданного дизайнером Каримом Рашидом, бесконечно удивляет посетителей: изящные и одновременно выпуклые стены Switch постоянно меняют свой цвет. Люди приходят сюда не просто для того, чтобы поесть, а для того, чтобы посвятить себя атмосфере экзотической кухни, насыщенной яркими цветами и запахами, погрузиться в мир Востока, отведать его дары. Волнистые стены повторяют изгибы развернутой арабской буквы S, а потолок помещения украшен подсвеченными фразами на арабском языке.
Этот интерьер напоминает о работах Захи Хадид и вдохновляет на новые творческие эксперименты в направлении неомодернизации Востока.
Следующий пример – впечатляющее погружение в ледяное царство Севера. Icehotel – всемирно известный бренд и образец возможностей светодиодных технологий, благодаря которым в интерьерах этого снежного дворца появилась жизнь. Несмотря на то, что в мире существует немало подобных отелей, Швеция по праву гордится своим сооружением как первооткрыватель направления.
Когда-то ледяной отель был единственным в своем роде, теперь на карте мира их больше десятка. Каждый год Icehotel меняет свои очертания и интерьерные решения, но обязательным элементом любого помещения остается светодиодная подсветка. Колонны, арки, прозрачные панели стен, ледяные столы и кровати, барная стойка и вход в отель мерцают то синим, то зеленым, то малиновым светом, поражая воображение. Туристы готовы ехать сюда за тридевять земель, чтобы заплатив 280 евро за обычный номер, испытать фантастическое единство с царством льда, красоту которого можно оценить, благодаря светодиодной подсветке интерьеров.
Когда природные стихии становятся объектом эстетического внимания, они удивительно преображаются! Вода, камень и дерево – непревзойденные материалы в современном художественном проектировании. И свет в этом творческом процессе по праву играет первую скрипку: подсвечивая природные материалы можно добиться удивительных эффектов!

Где и каким образом это можно осуществить еще?
В последние годы путешественники все чаще выбирают не страну, но место отдыха, ориентируясь на то, что красиво, модно, познавательно, а еще – полезно для здоровья. Потому-то спа-центры, гостиницы и виллы, расположенные вблизи от источников, гейзеров и других природных чудес, пользуются особой популярностью у посетителей. Такие заведения – настоящий рай для здорового отдыха. Не удивительно, что столичные города быстро перенимают эту традицию и возводят собственные спа-центры. А для того, чтобы привлечь достойных клиентов, владельцам подобных заведений требуется не только первоклассное оборудование, но и творческая концепция, которая станет основой всех интерьерных решений. Ведь в спа-центре не лечат, здесь исцеляют и прежде всего – красотой.
Что бы клиенты хотели ощутить в таком месте? Гостепримство, стиль, доброжелательность. Световые решения в спа-центрах (вне зависимости от того – являются ли они частью гостиницы или действуют самостоятельно) должны создавать образ уюта, если хотите, интимности, как будто бы здесь обращаются именно к вам, других людей и не существует. Вот небольшой «эскизный» набросок: холл, мягкий дневной свет, созданный светодиодными линейками, расположенными по контурам потолка, в коридорах – декоративный свет, спрятанный в стильные панно, плюс – точечный свет, выхватывающий только важные детали... У посетителя должно появиться ощущение обволакивающего покоя и комфорта. Не исключены также напольные светильники – они придают помещению роскошный вид, особенно когда пол из мрамора, и в здании есть колонны. Добавим к этим «наброскам» всевозможные водные эффекты: панно с бегущей водой, подсвеченные микро-фонтаны, аквариумы, светодизайн бассейна – и перед нами ключи от сердец клиентов!

Не менее серьезным вопросом является выбор освещения, усиливающего или дополняющего эффект массажных комнат, зала ароматерапии и места проведения «чайной церемонии». Функции перечисленных помещений связаны не только с потреблением оздоровительных процедур, но также – с воссозданием ритуала той культурной традиции, которая лежит в основе восстановительных программ спа-центра.
Вот где может разгуляться фантазия дизайнера! Яркий верхний свет в таких местах не нужен, здесь все должно быть в полудреме, с сохранением таинства церемонии: мягкая (возможно, точечная) подсветка пола, светильники авторской работы, изменяющие цветовую гамму, свечи. Как тут ни вспомнить о подсветке панелей из натурального камня, скажем, благородного оникса? В таких помещениях, все должно быть прекрасно по «формуле» А.П.Чехова: и цвет, и свет, и запах, и предметы интерьера должны нести гармонию. Работа над проектами спа-центров – искусство для сильных духом, потому что отпечатки мастерства продолжают жить в душе человека, который побывал в спа-центре и придет сюда снова.
Потому что клиент знает: его вкусы, его тайные желания и амбиции здесь уважают. В массажном кабинете свет будет расслабляюще-разным, словно цветные сны из детства, в холлах и в зимнем саду не наскучит любоваться правильно освещенной зеленью и живыми цветами, а бассейн сам по себе – предмет эстетического удовольствия. Ибо не только его контурные линии, потолок и колонны, но и дорожки, мостики, ступени излучают свет, создающий эмоциональную среду водной стихии.
Художественный свет не является привилегией эксклюзивных заведений. Даже самые, на первый взгляд, скучные здания 70-х годов могут преобразиться в лучах светодиодов.

Именно таким путем пошел световой архитектор Kai Piippo, один из разработчиков проекта Nordic Light создавший в Швеции проект универсального магазина мод. Светодизайн полностью изменил внешний и предопределил внутренний облик этого ничем не примечательного здания. Снаружи масштабность визуального впечатления основывается на отражениях подсветки крыши в остекленном фасаде корпуса. Как это выглядит? Алый цвет козырька крыши с логотипами модных брендов словно перетекает в прозрачность линий фасада. Внутри самого здания освещение интерьеров построено на контрастах теплого и холодного белого света, включая подсветку панно и стен-панелей.
Но наибольшее удивление посетителей вызывает та невероятная легкость, с которой винтовые белые лестницы взмываются ввысь, к белым «облакам», подсвеченным диодами. На фоне синего неба, которое видно сквозь фрагменты прозрачной крыши, облака кажутся нереально красивыми. Заданный образ усиливается ажурной конструкцией в виде гигантской соты, за которой маскируются мощные светодиодные модули. И каждый, кто попадает сюда, начинает ощущать невероятную легкость бытия и чувство, близкое к переживанию полета.
Наверное, именно потому, что светодизайн – направление довольно молодое, его творцы не боятся никаких ограничений своей фантазии. И подтверждением этой мысли служит дизайнерская инсталляция «Позвони окнам!». Проект команды Electroland из Лос-Анджелеса был направлен на оживление однообразных поверхностей зданий, дорог, туннелей бетонных, стеклянных и кирпичных «джунглей». Суть замысла в следующем: рисунок огней, возникающих на поверхностях зданий, должен подчиняться телефонным звонкам посетителей и прохожих. Механизм «общения» живой и искусственной сред запускался путем нажатия несложной комбинации цифр на сотовом телефоне. В итоге на фасаде здания появлялась мозаика из бегущих огней, вспышки или затухания всех окон и прочая «цветомузыка»… С одной стороны, перед нами пример интерактивной игры человека с экраном, но с другой, – мобильные телефоны, как инициаторы феерии, были выбраны по причине их распространённости. И вряд ли только в филантропических целях… В 2004-м году именно за эту работу Electroland получила награду от «Общества экологического графического дизайна» (Society for Environmental Graphic Design). Подсвеченное здание приглашало к общению всех, кто оказывался рядом или внутри него, однако привлекательность такого приглашения заключается не только в необычности действа, но и в изначально заданной «массовости» и зрелищности.
Массовая аудитория – главный потребитель шоуиндустрии, которая без хорошего света потеряет 50% своей прибыли.

На музыкальных, ледовых и фэшн-шоу светоцветовой дизайн становится чуть ли не главным событием всего мероприятия. И юбилейный концерт Аллы Пугачевой и «Ледниковый период» – лучшее тому подтверждение. В этих проектах дизайнеры света показали не только художественный свет, но и самостоятельные концепции светоцветовых образов. Стало ясно, что люди приходят на шоу не только ради голоса любимого певца или танца знаменитого актера. Люди хотят сенсорного удивления. Например, такого, как в пятом терминале аэропорта Хитроу, где находится стена под названием «Всё время в мире».
Собственно, это не совсем стена, а стена-часы: в конструктивную панель вмонтированы светодиоды, отражающие время в различных уголках планеты. Функция часов, созданных компанией Troika для British Airways – уносить воображение пассажиров в отдалённые места Земли, к самым высоким горам, самым красивым озёрам, архитектурным и природным чудесам, сокровищам искусства. Примечательно, что для обозначения времени в других часовых поясах дизайнерами были выбраны не столицы, как обычно, а величайшие горы и города древних ушедших цивилизаций, знаменитые музеи мира и архитектурные шедевры.

Этот креативный проект наталкивает на мысль о том, какую роль могут сыграть светодиодные технологии в разработке корпоративного стиля крупных компаний и поддержании марочного капитала известных брендов. Так, после реконструкции конференц-зала в отеле Courtyard Marriott число его потенциальных арендаторов растет с каждым днем. А причина тому – уникальная система освещения от Osram, благодаря которой он получил название «Зал света». В чем ее секрет? За декоративными стеновыми панелями спрятаны светодиоды Golden Dragon, способные моделировать колорит помещения в любых оттенках. Цвет и функции стены могут изменяться в зависимости от задач, которые ставят перед собой арендаторы зала: захотели теплый тон общения – включили желаемый фон, захотели посмотреть слайд-шоу, видеоматериалы – использовали стену в качестве экрана проектора. Конечно, каждый клиент будет решать свои корпоративные задачи, но надпись на панелях от производителя «заказанного» света Osram после такого мероприятия запомнится и без рекламы.